Открытое мероприятие по литературе ко Дню Победы

1-й ведущий.

Вот и дождались мы после затянувшейся зимы настоящего тепла. Уже заливаются с самого рассвета птицы, расцветает сирень, шепчутся парочки в поздних сумерках. Всё как двадцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят пять лет назад.

2-й ведущий.

Да-да, и в те памятные дни сорок пятого года в воздухе разливался опьяняющий запах весенних цветов, надежд и любви. Только парни были в пропыленных гимнастёрках, а девушки в поношенных платьицах ещё довоенной поры. И девушек больше, чем ребят…

1-й ведущий.

И музыка….музыка так же плыла над городами и сёлами, на стареньких патефонах крутились трофейные пластинки, а военные оркестры играли забытые вальсы.

(Звучит запись вальса)

Год 1941-й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу Родину.

2-й ведущий.

Над страной проносилась светлая тень короткой ночи- самой короткой из всех ночей в году. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарёй, занимался рассвет.

(Звучит голос диктора).

3-й ведущий.

С отчаянной пальбой мчатся мотоциклы, рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолёты засыпают бомбами города, окопы, деревни, дороги. Кровь, смерть…Пылающая Брестская крепость, продолжая сопротивляться, подаёт сигнал о помощи…

Идёт третий день войны. И каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей…

4-й ведущий.

Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и « Красная Звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война».

3-й ведущий.

Газета со стихами попала к руководителю Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии, Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась музыка.

Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года.

«Эту песню пели для уходящих на фронт бойцов,- вспоминал один из исполнителей. – Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого же куплета»Священная война» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова- увезти с собой вместе5 с прощальной улыбкой матери, жены».

(Звучит песня «Священная война».)

4-й ведущий.

Вновь и вновь – пять раз подряд!- пел ансамбль «Священную войну». Её пели всюду- на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио.

Шли солдаты… А рядом шагала песня…

5-й ведущий.

Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке: « Когда говорят пушки, музы молчат», в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало оно как никогда весомо.

( Звучит песня «В землянке».)

6-й ведущий.

Фронтовые поэты…А сколько их было совсем юных…Они не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники, а это аудитория строгая и живая. Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в мае 45-го.

( Звучит песня «До свиданья, мальчики.» )

5-й ведущий.

Им нельзя задержаться, остаться-

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Их разлуку трубят поезда.

6-й ведущий.

Какие удивительные лица

Военкоматы видели тогда!

7-й ведущий.

Из приказа по Литературному институту от 10 октября 1941 года №171: «…Студента 4-го курса Когана Павла Давидовича числить в отпуске до возвращения из Красной Армии».

Числить в отпуске…

8-й ведущий.

С началом войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, ушёл на курсы военных переводчиков и погиб, возглавляя разведгруппу.

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Что дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

7-й ведущий.

Из писем Павла Когана друзьям и любимой.

( Ученик читает письмо-треугольник)

«Пишу на Куйбышевском вокзале. Мы – на фронт! Ребята спят на полу, умаялись. А я смотрю на «мальчиков из гуманитарных вузов», на лейтенантов Отечественной войны и почему-то именно поэтому думаю, что мы с тобой увидимся. Я очень бодр. Я знаю, что у меня хватит сил на всё. Ничего не пишу, а просто каждый день мой сам пишет книгу. Очень горькую и очень мужественную… Декабрь 1941 года».

( Звучит песня «Синий платочек»)

8-й ведущий.

«Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, прострелянной пулемётами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь рядом со мной… За то, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, чтоб смелый и умный наш народ никто не назвал рабом, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо…12 марта 1942 года».

7-й ведущий.

Однажды среди одноку4рсников зашёл разговор о войне, и Павел как-то сказал: «Я не вернусь, с проклятой, потому что полезу в самую бучу. Такой у меня характер». Так и случилось…

9-й ведущий.

Он пришёл на фронт из далёкой Хакасии, из Акабана, и навсегда сохранил характер таёжного охотника: зоркий, всё запоминающий взгляд, мягкая пружинистая походка, твёрдая рука. Георгий удивительно легко и быстро сходился с людьми. И они любили сибиряка. Открытое лицо, голубые умные глаза, весёлая лукавая улыбка располагали к себе.

10-й ведущий.

Писать стихи Суворов начал ещё в детстве и писал их до своего последнего дня. Он был одержим поэзией.

9-й ведущий.

( читает письмо-треугольник)

В письме с фронта он писал: « Писать стихи я не бросил ни на минуту. Писал в окопах. Писал в поезде, отправляющемся на фронт. Писал в госпитале. Писал о бомбёжках под ожесточёнными бомбёжками. Везде писал. Обо всём писал. И сейчас пишу. Война- это почва, по которой я сейчас хожу. Стихи- это мои вздохи».

10-й ведущий.

Ещё утрами чёрный дым клубится

Над развороченным твоим жильём.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешенным огнём.

Ещё ночами белыми нам снится,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И а них восторженные соловьи.

Ещё война. Но мы упрямо верим,

Что будет день – мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина…

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясных дней?

Свой добрый век мы прожили, как люди-

И для людей.

9-й ведущий.

Георгий Суворов погиб в бою при переправе через реку Нарву 13 февраля 1944 года. Поэт мечтал о том, как будет держать в руках книгу своих стихов. Сначала он хотел назвать её «Тропа войны», а потом озаглавил строго и просто – «Слово солдата». Под таким названием она и вышла… Уже после смерти поэта.

11-й ведущий.

Военный смерч, пронёсшийся по нашей земле, выхватил из жизни целую плеяду замечательных молодых поэтов. Это Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Николай Отрада, Борис Богатков, Иван Пулькин и многие другие. У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали.

( Звучит песня « Дороги»)

В ноябре 1941 года Илья Эренбург писал в одной из своих статей: « Многие из нас привыкли к тому, что за них кто-то думает. Теперь не то время. Теперь каждый должен взять на свои плечи всю тяжесть ответственности. Во вражеском окружении, в разведке, в строю каждый обязан думать, решать, действовать. Не говори, что кто-то за тебя думает. Не рассчитывай, что тебя спасёт другой».

12-й ведущий.

В этом заключён смысл хорошо всем известных слов из поэмы

«Василий Тёркин». А. Т. Твардовского:

Грянул год, пришёл черёд,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

11-й ведущий.

«Нынче мы в ответе» – не кто-то там на верху, а мы. С этим связано и изменение отношения к сокровенному в душе человека.

13-й ведущий.

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские.

Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы всё больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, перенесённую на алтарь Победы.

На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом.

14-й ведущий.

Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка».

13-й ведущий.

Автор этих поэтических строк Юлия Друнина.

Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в 1924 году. Вспоминая о своих школьных годах, она писала: « Моё поколение росло овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимой книгой- «Как закалялась сталь», любимым фильмом- «Чапаев». Не она ли, сетловолосая девушка в походной шинели, отчаянный легендарный комдив, суровый Павел Корчагин- привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт?»

14-й ведущий.

Сразу же после окончания школы, в первые дни войны Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором (медсестрой) в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.

15-й ведущий.

Когда началась Великая Отечественная война, Константину Симонову было всего двадцать пять лет. Но это была уже не первая его война, боевое крещение он получил на Халхин-Голе в 1939 году во время боёв с японцами, а за четыре невыносимо тяжких года войны с фашистской Германией где не побывал он, чего только не повидал, не пережил…

16-й ведущий.

Фронтовой корреспондент Константин Симонов выбирался в июне сорок первого в Белорусии из кровавой сумятицы окружения. Был в осаждённой Одессе и в пылающем, превращённом в руины Сталинграде, у югославских партизан и у английских лётчиков. За Полярным кругом с диверсионной группой моряков-разведчиков высаживался в тыл противника, ходил в атаку с пехотинцами, видел только что освобождённый лагерь смерти Майданеку и был свидетелем капитуляции Германии! «Реже рискуешь- меньше видишь, хуже пишешь» – таково было его жизненное кредо.

15-й ведущий.

Но громкое имя Симонову в начале войны создали его стихи. Самые гордые и горькие из них- о Родине.

( Звучит стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша! Дороги Смоленщины…»)

«Моё любимое стихотворение», – так десятилетия спустя говорил о нём обычно столь сдержанный автор. Посвящёны эти строки поэту Алексею Суркову, товарищу и спутнику Симонова по многим фронтовым командировкам начала войны…

16-й ведущий.

Стихи Симонова были очень популярны. Даже самое личное, интимное его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» стало всеобщим, самым народным. Поэт так объяснял историю его создания одному из своих читателей:

«Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И ей я написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением…

(Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…»)

15-й ведущий.

А ещё Симонов говорил: «Из стихов наибольшую пользу, по-моему, принесли «Жди меня…». Они наверное, не могли не быть написаны. Если б не писал я, написал бы кто-то другой». Но мы знаем, что «кто-то другой»его стихов никогда бы не написал…

17-й ведущий.

Стихи поэтов-фронтовиков о любви отогревали сердца, продрогшие на холодном ветру окопной жизни, не давали им очерстветь и опустошиться.

18-й ведущий.

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Давно мы из дома. огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

И время тоже придёт:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом, мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём…

17-й ведущий.

Автор этого стихотворения Иосиф Уткин не вернулся с войны.

18-й ведущий.

В ходе изнурительный боёв всё больше выявлялась огромная потребность в лирике. С другой стороны, лирика становилась мужественной, она закалилась в огне войны.

17-й ведущий.

Война уносила жизни, но не сломила в народе дух сопротивления, волю к защите Отечества. Смерть переставала что-либо значить, когда была важна каждая минута на пути к победе.

19-й ведущий.

Окончена война. Но она не может уйти из сердца. Поэты и писатели вновь и вновь вспоминают военное лихолетье. В их произведениях по-прежнему солдатский бой, солдатская дружба и солдатские раны.

20-й ведущий.

Вместе с весной приходит на нашу землю замечательный праздник – День Победы. День радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев.

19-й ведущий.

9-е мая – праздник необычный. Всякий праздник – это прежде всего радость, веселье, смех. Радость этого праздника переплетается с горем, смех – со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками.

20-й ведущий.

9-е мая – День Победы, но в этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за неё, о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни нет ничего в мире. А ведь это были и наши ровесники или ровесники наших родителей.

19-й ведущий.

Поэт-фронтовик Марк Давидович Сергеев вспоминал « « 8 августа 1939 года я вступил на иркутскую землю, и это был день моего второго рождения, закончилась жизнь кочевая…появился в жизни моей город …Здесь в июне 1941 года за две недели до войны мы – старшеклассники 21 школы сажали тополя. А вскоре многие из нас ушли на фронт, я, по возрасту, лишь в 1943 году. Не все из моих школьных друзей вернулись с фронта. А тополя остались. Позже родилось и стихотворение моё, посвящённое памяти мальчишек-иркутян, «Баллада о тополях».

( Звучит песня «День Победы»)

Подготовила учитель русского языка и литературы Анциферова И. С.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *