23 февраля – День Защитника Отечества

Сценарий школьного праздника

Участники

ЛЕНА.

КАТЯ.

ВИКА.

(Имена условны. Три наиболее активных ученицы класса, наделённые артистическими способностями).

УЧИТЕЛЬ или УЧИТЕЛЬНИЦА.

УЧЕНИКИ класса (классов), учителя, родители.

Место проведения

Местом проведения праздника может быть обычная классная комната, из которой заранее вынесены лишние столы, а стулья расставлены у стен.

Все необходимые атрибуты также находятся в классе, но лежат так, чтобы до поры не привлекать внимания.

В центре комнаты (или у окон) стоит стол, за которым сидят три девочки. Перед ними на столе лежат пустые листки бумаги, ручки. Девочки что-то напряжённо обдумывают.

Зрителей вводят в класс, предлагают рассаживаться. Три девочки за столом всё это время усиленно изображают задумчивость, (то есть свои роли они начинают ещё до появления первых зрителей); текст же начинают произносить при наступлении относительной тишины, ни в коем случае не затягивая начала праздника. Допускается и (даже желательна) любая импровизация. Главное, чтобы начало получилось максимально естественным. Однако три юные актрисы всё же должны выдержать изначально заданные характеры: ЛЕНА— выдумщица и фантазёрка; КАТЯ — реалистка, но «добрая душа»; ВИКА — также реалистка, но настроенная критически.

КАТЯ

(заглядывая то к Лене, то к Вике в пустые листки)

Придумали что-нибудь? Ой, девчонки, целый час уж сидим!

ВИКА

И ещё три просидим! Я сразу сказала — ничего такого необычного нам всё равно не выдумать!

(Лене.)

А ведь это всё ты! (Передразнивая Лену.)

« Надоело одно и то же каждый год!» Мне, может, тоже надоело! И вообще…

ЛЕНА

Что «вообще»?

ВИКА

Купим подарки, открытки напишем и нормально будет. И вообще…

ЛЕНА

Ну, что «вообще»?

ВИКА

Да мне, если честно сказать, даже не совсем непонятно… Вы вот вдумайтесь, как это звучит — «День защитника отечества»! Ну, «день» — понятно; «отечество» — тоже понятно.., а «защитник»!? От кого — защитник?

ЛЕНА

Как «от кого»!? От того, кто нападает, конечно! Ну, представь себе — ты идёшь по улице, вечером, одна, и вдруг какой-нибудь отмороженный…

ВИКА

…на меня нападает! Так? А другой, благородный, меня защищает! Так? Ну, так то меня-я! А кто нападает на нашу страну? Кто!? Если, во-первых, у нас есть ядерные бомбы, а во-вторых, мы со всеми дружим!? Кто же теперь наш враг? От кого защищаться?

КАТЯ

Знаете, девочки, а мне кажется, наши мальчишки этого тоже не понимают.

ВИКА

Конечно, не понимают! Потому и стараются от армии «скосить». Чтобы время зря не тратить.

ЛЕНА

А если всё-таки нападут!? Мне бабушка рассказывала — в 41 году они тоже не верили и тоже с немцами, вроде бы дружили, а что было потом, помните!?

ВИКА

Тогда были фашисты!

ЛЕНА

Ну, теперь тоже всяких хватает… И дома взрывают и самолёты…

ВИКА Но на нас-то они не нападут! Побоятся!

ЛЕНА

А если… инопланетяне?..

ВИКА (фыркает)

Инопланетяне! Да они, если б хотели, давно б напали! И но на нас одних, а на весь мир!

(Снова смеётся.)

И представляю себе, как бы наши мальчишки с ними воевать стали!

(Девочки улыбаются.)

(В этот момент входит Учительница. Взглянув на них. тоже улыбается.)

УЧИТЕЛЬНИЦА

Как дела? Придумали, как мальчиков поздравлять? Судя по вашему настроению…

КАТЯ

Ничего мы, Марина Петровна, (имя условное) не придумали. Только сами запутались.

УЧИТЕЛЬНИЦА

В чём же?

ВИКА

А в том, от кого нашу страну защищать! Если мы с Америкой дружим, по-настоящему, и если у нас ядерные бомбы, то кто осмелится на нас напасть? Пришельцы какие-нибудь? Но это ведь пока только фантазии. А на самом деле?

УЧИТЕЛЬНИЦА (садится за стол)

Значит, вот вы над чем задумались…

КАТЯ

Нам кажется, что не только мы, но и мальчики наши тоже об этом думают.

УЧИТЕЛЬНИЦА

Что ж, давайте вместе разберёмся. А то ведь получается, что если защищать не от кого, так и поздравлять не с чем? Так?

(Девочки смущенно молчат.)

А кстати, как по-вашему, чья заслуга в том, что на нашу страну теперь и, в самом деле, едва ли кто-нибудь посмеет

напасть?

ВИКА

Наших учёных…, которые бомбу сделали!

ЛЕНА

Умных людей, которые всех убеждают, что всё нужно решать без войны.

КАТЯ

А я думаю…, я думаю — ещё и наших предков, которые (побеждали и выгоняли врагов, нападавших на нашу страну

УЧИТЕЛЬНИЦА

Вы все трое совершенно правы, девочки. А это значит, что поздравить нужно, прежде всего, ваших дорогих прадедушек, защищавших нашу родину и выгнавших вон фашистов. Нужно поздравить ваших дедушек, которые работали, сделав свою родину сильной и неустрашимой. И ваших отцов, понявших, как важно всем людям на нашей маленькой планете жить в мире. И ваших одноклассников тоже нужно поздравить!

ВИКА

А их-то с чем?

КАТЯ

Но они же не виноваты, что просто ещё ничего не успели, правда!?

ЛЕНА

А интересно было бы себе представить наших мальчишек…

(Неожиданно смолкает. Все четверо встают из-за стола, становятся лицами к зрителям.)

УЧИТЕЛЬНИЦА

Вот такой разговор состоялся здесь, в этом классе, когда мы готовились к празднику. И я подумала, что вам всем тоже полезно было бы его услышать. Ну, а то, что представила себе Лена, вы сейчас узнаете.

ЛЕНА

Я представила себе… А что если бы так случилось — сложились бы такие обстоятельства — и нашим мальчикам тоже пришлось бы очень быстро научиться таким вещам, которых они до сих пор не знали и не умели делать… И тогда мы составили план. Шуточный, конечно!

УЧИТЕЛЬНИЦА

Но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды. И многие серьезные взрослые дела начинались с простых детских игр.

ВИКА

Ну, наши – то игры простыми не будут. Это будут настоящие состязания. Пусть мальчишки покажут, на что они способны!

КАТЯ

Мы придумали три конкурса, ребята, и назвали их так: «Богатыри», «Космонавты», «Знатоки».

ЛЕНА

А правила такие: кто в каком конкурсе наберёт большее количество очков, тот и войдёт соответственно в три команды, а потом…

ВИКА (прерывает её)

Подожди! Всё по-порядку. Итак: начинаем! Первое испытание называется «богатыри»!

«На лбу бывали шишки,

Под глазом — фонари.

Уж если мы мальчишки,

То мы — богатыри.

Царапины, занозы,

Нам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слёзы

Сам полководец льёт.

Пусть голова в зелёнке

И в пластырях нога,

Но есть ещё силёнки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра мы

Опять на бой, в дозор…

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

Первое состязание

Мальчики произвольно разбиваются на пары и занимают исходную стойку — на одной ноге, на расстоянии приблизительно 3—5 шагов напротив друг друга. Прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Игрок, потерявший равновесие и вставший на обе ноги, проигрывает. Выигравший получает пять очков.

Правила.

Игроки перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной или руками держать одно колено.

Игроки должны одновременно приближаться друг к другу.

Нельзя толкать друг друга руками.

Эти и все дальнейшие правила перед началом состязаний объявляют три девочки-ведущие. Они же и следят за состязаниями и ведут контрольную запись набранных в играх очков. Лена, Вика, и Катя могут взять в помощницы своих одноклассниц так, чтобы все оказались заняты.

Второе состязание

(Для этой игры необходимо заранее приготовить деревянные бруски толщиной не меньше 10 см.).

Каждый игрок получает по три бруска и становится на лини старта. Положив 2 бруска (один на линию старта, другой — на расстоянии одного шага от первого), играющий становится им них ногами, а третий брусок держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с брусков, кладёт третий перед собой и переставляет на него ногу. Освободившийся брусок перекидывает вперёд и переставляет на него другую ногу. Так игроки передвигаются до линии финиша.

Победителями считаются первые дошедшие до финиша пять человек (или все, дошедшие до финиша). Они получают ещё по пять очков.

Третье состязание

Третьим состязанием могут стать всем хорошо известные «дротики» или «кольца». Пять наиболее метких «стрелков» также получают свои пять очков.

ЛЕНА

Следующее испытание — «космонавты»!

Обгоняя ночь и день, Вокруг земли бежит олень. Задевая звёзды рогом, В небе выбрал он дорогу. Слышен стук его копыт. Он Вселенной следопыт.

Кто угадает, что это такое?

(Подсказка — искусственный спутник Земли. Первый угадавший получает в награду 7 очков.)

Первое состязание «Надень скафандр»

Игроки выстраиваются в шеренгу. Перед ними, до линии финиша, разложено несколько пластмассовых обручей (это могут быть и простые петли из толстых верёвок не более метра в диаметре). По сигналу ребята должны надеть на себя все обручи (или петли), причём могут это сделать как перебегая от одного к другому, так и сначала собрав их все и попытавшись надеть сразу. Главное оказаться у финиша, имея на себе все обручи или петли. Первые пять человек получают по пять очков.

Второе состязание «Центрифуга»

Для каждого игрока ставится стул так, чтобы передние ножки стояли ровно по одной линии. По сигналу мальчики бегут к своим стульям, садятся на них и, приподнявшись, трижды поворачиваются (вместе со стульями) на 360 градусов. Затем они снова садятся: при этом, передние ножки стульев должны оказаться в исходном положении, то есть ровно по линии. Победившими считаются первые пятеро, поднявшие руку и замершие в таком положении. (Девочки-ведущие проверяют, ровно ли стоят стулья). Награда победителям — следующие пять очков.

Третье состязание «Блиц-опрос»

(Девочки раздают мальчикам листки бумаги с номерами вопросов).

ЛЕНА

Сейчас я задам вам несколько вопросов о единственном спутнике Земли — о Луне. Против каждой цифры с номером вопроса вы должны написать ответ на него. Итак, слушайте и отвечайте.

Вопросы:

1. Можно ли надуть на Луне воздушный шарик? (Нет, нельзя, потому, что на луне нет атмосферы.)

2. Есть ли на Луне эхо? (Нельзя, по той же причине.)

3. Бывает ли на Луне мороз? (Да. Лунной ночью температура может упасть до 150 градусов. Зато днём она поднимается до 120 градусов.)

4. Сколько длятся лунные сутки? (Лунные сутки длятся примерно 27 земных.)

5. Где легче передвигаться — на Луне или на Земле? (На Луне. Потому, что сила лунного притяжения в 6 раз меньше.)

А теперь проверьте себя. За каждый правильный ответ ставьте себе по пять баллов.

А теперь посчитайте общее количество очков, которое вы набрали в этом конкурсе.

КАТЯ

И последнее испытание называется «знатоки». Мы решили посвятить его нашему флоту.

Славны были наши деды,

Помнит их и швед и лях.

И царил орёл победы

На далёких на морях.

Флаг Российский осеняет

Наш корабль боевой.

Он и нам напоминает,

Как ходили деды в бой.

КАТЯ

Условия этого испытания очень простые: тот, кто первым поднимет руку и правильно ответит на вопрос, получает пять баллов.

(Катя или любая из помощниц показывает ребятам три флага (это могу т быть бумажные макеты): красный, трёхцветный и белый с косым крестом.) Итак, первый вопрос. Напоминаю, тот, кто знает ответ, поднимает руку (указывая на белый флаг). Что это за флаг и что означает его символика?

(Если ребята не могу т ответить на тот или иной вопрос или дают неполный ответ, ведущая конкурса (можно вместе с помощницами) сразу даёт правильный полный ответ. Дальше приводятся вопросы с такими ответами.)

1. Что это за флаг и что означает его символика?

Ответ: Это Андреевский флаг. Белый цвет — символ чистоты веры; косой крест — символ верности. По преданию, на косом кресте был распят апостол Андрей за проповедь христианства.

2. Назовите имена выдающихся русских флотоводцев.

Ответ: Ф. Ушаков, П. Нахимов, С. Макаров.

3. Как называется рулевое колесо на корабле?

Ответ: Штурвал.

4. Как называется корабельная кухня? Кто там главный?

Ответ: Камбуз. Кок.

5. Кто такой боцман, каковы его обязанности?

Ответ: Один из помощников капитана, следящий на корабле за порядком и чистотой.

6. Что означают слова: «семь футов под килем»?

Ответ: Это пожелание удачного плавания.

7. Что означает: «держать нос по ветру»?

Ответ: Когда дует попутный ветер, судно идёт чётко вперёд по курсу, то есть, носом по ветру.

(После окончания конкурса ребята подсчитывают количество набранных очков.)

УЧИТЕЛЬНИЦА

А теперь, ребята, давайте подсчитаем общее количество очков, которое каждый из вас набрал в сегодняшних испытаниях.

(Мальчики вместе с девочками-помощницами подсчитывают свои очки.)

Набравшие наибольшее число очков в первом, втором или третьем испытаниях разделяются соответственно на «богатырей», «космонавтов» и «знатоков».

УЧИТЕЛЬНИЦА

А теперь, раз у нас появились три команды, давайте устроим состязание и между ними. Сделаем мы это так: сейчас девочки объяснят вам одну важную и интересную вещь, а потом мы проведём состязание.

Лена, Вика и Катя разделяются по трём образовавшимся командам и предлагают ребятам быстро познакомиться с азбукой Морзе. Для этого используется следующий приём: Для каждой буквы русского алфавита придумывается слово, которое начинается с этой буквы и содержит в себе столько слогов, сколькими знаками точек и тире обозначается эта буква в азбуке Морзе. Причём точки обозначаются слогом, в котором есть буква «а», тире же всеми другими слогами, не содержащими буквы «а».

Девочки раздают ребятам листки с этими словами и активно помогают как можно быстрей справиться с заданием. Вот эти слова:

А
.━
А-ня
Б
━…
Бес-са-раб-ка
В
.━ ━
Ва-ви-лон
Г
━ ━.
Го-ло-ва
Д
━..
До-бав-ка
Е
.
слова нет
Ж
..━
Жат-ва зла-ков
З
━ ━..
Звон бу-ла-та
И
..
слова нет
Й
.━ ━ ━
слова нет
К
━.━
Кон-стан-тин
Л
.━..
Ла-бо-рант-ка
М
━ ━
Молот
Н
━.
Но-га
О
━ ━ ━
0-ло-во
П
.━ ━.
Па-пи-ро-са
Р
.━.
Ра-ду-га
С
Са-ма-ра
Т
Ток
У
..━
слова нет
Ф
..━.
Фа-на-тич-ка
Х
….
Ха-на-ан-ка
Ц
━.━.
Цы-га-ноч-ка
Ч
━ ━ ━.
Че-ре-му-ха
Ш
━ ━ ━ ━
Ше-ре-теть-ев
Щ
━ ━.━
Щу-ро-гла-зый
Ь, Ъ
━..━
слов нет
Э
..━..
слов нет
Ю
..━ ━
слов нет
Я
.━.━
слов нет

(Ребятам не нужно сейчас же наизусть заучивать обозначения букв, достаточно просто ознакомиться с ними.

Как только девочки убедятся, что это произошло, они отходят от команд и объявляют следующее задание.)

Ребята должны составить кратенькое (возможно шуточное) сообщение для другой команды, то есть — «богатыри» шлют сообщение «космонавтам»; те, в свою очередь, — «знатокам», а «знатоки» — «богатырям».

(Мальчикам можно предложить послать свои сообщения при помощи фонарика, выключив при этом свет. Команда — адресат должна принять сообщение и правильно его расшифровать. Побеждает команда, пославшая наиболее интересное сообщение и чётко принявшая посланное ей. Однако, в данном случае акцент лучше сделать на самом процессе, а не на победителе.)

УЧИТЕЛЬНИЦА

Итак, дорогие наши, «богатыри», «космонавты» и «знатоки»! Каждый из вас в чём-то силён, и каждый найдёт своё дело в жизни, и будет делать его так, чтобы сильнее становилась наша прекрасная родина! И не верьте тому, кто пытается унизить роль защитника отечества! Во время тяжких для страны испытаний весь народ напрягал силы, чтобы одолеть врага, и потому мы отдаём дань уважения всем, кто трудился ради победы. И всё же главным героем оставался защитник, воин, русский солдат! Какую бы профессию вы ни избрали, чем бы ни занимались в жизни, всегда будьте готовы сделаться защитником того, что вам дорого — вашего дома, вашей семьи, вашей родины. Ведь готовность к защите и есть надёжнейшая из защит. Ну, а наши девочки… они, конечно же, верят в вас и приготовили вам подарки и поздравления.

ВИКА

Эту песню мы дарим нашим мальчикам, потому что в ней сказано очень многое из того, что нам сегодня хотелось бы им сказать.

(Песню «Мужчины» на стихи В. Солоухина, муз. Э. Колмановского могут исполнить три девочки-ведущие, но лучше, если её споют для мальчиков все девочки класса.)

{s5_mp3}Muzhchiny.mp3{/s5_mp3}

Пусть вороны гибель вещали

И кони топтали жнивьё, —

Мужскими считались вещами

Кольчуга, седло и копьё.

Во время военной кручины

В полях, в ковылях, на снегу

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины

Пути заступали врагу.

Пусть жёны в ночи голосили

И пролитой крови не счесть, —

Мужским достоянием были

Мужская отвага и честь.

Таится лицо под личиной,

Но глаз пистолета свинцов.

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины

К барьеру вели подлецов.

Я слухам нелепым не верю, —

Мужчины теперь, говорят,

В присутствии сильных немеют,

В присутствии женщин сидят.

О рыцарстве нет и помина.

По-моему, это враньё.

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины,

Вы помните званье своё!

А женщина женщиной будет —

И мать, и сестра, и жена.

Уложит она, и разбудит,

И даст на дорогу вина.

Проводит и мужа и сына,

Обнимет на самом краю.

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины,

Вы слышите песню мою?

КАТЯ

И ещё одна песня… Она уже очень старая, её пели ещё наши прабабушки, но она так хорошо выражает чувства всех русских девушек, которые ждали своих парней, ждали и верили в них.

(Эту песню непременно должны исполнить все девочки класса, а учителя и родители с удовольствием им подпоют. Дальше приводится полный текст песни «Катюша», поскольку, как показывает практика» это далеко не лишнее.)

{s5_mp3}Katiusha.mp3{/s5_mp3}

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он помнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поёт,

Пусть он землю бережёт родную,

А любовь Катюша сбережёт.

Расцветали яблони и груши.

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Праздник заканчивается раздачей подарков и чаем с тортом и домашними пирожными.

(По материалам “Сценарии праздников в детском саду и школе”, Москва 2002)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *