День Космонавтики. Сценарий для старшей группы детского сада

Взлетел в ракете русский парень,

всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

12 апреля 2011 года, Россия и весь мир будет отмечать 50-летие полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Сценарий праздника, посвященного этому историческому событию, рассчитан на воспитанников старшей группы детского сада.

Участвуют:

ВЕДУЩАЯ.

Воспитанники старшей группы.

ВЕДУЩАЯ

Знаете ли вы, какой сегодня день, ребята? (…) Сегодня 12 апреля, День Космонавтики. В этот день сорок лет назад наш с нами соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории полет вокруг земли на космическом корабле, который назывался «Восток». Так началось совсем новое время — время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей и инопланетян, которых, правда, ещё никто не видел, разве что, в кино или мультфильмах. Но люди всегда хотели узнать о космосе как можно больше и всегда фантазировали. Ведь мир звёзд такой огромный, неизведанный и интересный. И чем больше вы будете о нём узнавать, тем увлекательнее будет для вас путешествие по звёздному небу.

Давайте вспомним — в ясный безоблачный вечер небо над нашей головой всё усыпано множеством маленьких светящихся точек. Это звёзды. Они кажутся такими маленькими, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле, звёзды — огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета. Менее горячие, чем Солнце — красного. Звёзды отличаются друг от друга своими размерами. Есть звёзды-гиганты, а есть звёзды-карлики. Если мысленно соединить звезды на небе между собой линиями, то получатся сказочные фигуры. Они называются созвездия.

(Показывает детям карту звёздного неба с созвездиями и Млечным путём.)

Солнце тоже звезда, ребята, и совсем небольшая, если сравнить её со звёздами-гигантами. Вокруг Солнца постоянно вращается девять планет, а также тысячи мелких планет-астероидов и комет. Все они образуют Солнечную систему, в центре которой находится Солнце.

(Показывает рисунок Солнечной системы: Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (в порядке удаления от Солнца)). А сейчас, для того чтобы вы себе хорошо представили, как устроена Солнечная система, давайте немного поиграем.

(Ведущая выбирает десять детей. Одного ставит в центр. Это Солнце. Вокруг него девять «планет»: ближе всех Меркурий. Затем, по мере удаления, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. “Планеты”, поворачиваясь вокруг своей оси, одновременно стараются двигаться и вокруг «Солнца», а вокруг Земли ещё и двигается Луна. Предварительно лучше «запустить» Луну вокруг Солнца, а затем и всю остальную «систему». Этот своеобразный движущийся «макет» Солнечной системы можно подготовить и отрепетировать с детьми заранее. Можно также провести игру, разделив детей на две команды, и поставить цель «планетам» как можно дольше двигаться вокруг «Солнца», не сталкиваясь.)

ВЕДУЩАЯ

А теперь мы с вами познакомимся с планетной азбукой.

(Показывает планетную азбуку, то есть знаки планет.)

Эта азбука очень древняя. Рассмотрите её внимательно.

Знак Луны понятен — так все и рисуют её на картинах.

Знак Меркурия — изображение жезла в руках древнего бога Меркурия, по имени которого и названа эта планета.

Знак Венеры немножко напоминает ручное зеркальце, правда? Это и есть зеркало, в которое любила смотреться ещё одна придуманная древними людьми богиня — Венера.

А вот бог войны Марс: знак его планеты похож на копьё, прикрытое щитом.

Знак Юпитера—буква «Ю».

Знак Сатурна — изображает «косу времени», принадлежавшую богине судьбы.

Знак Урана — первая буква фамилии ученого, который её открыл.

Знак Нептуна — трезубец морского бога Нептуна.

Знак Плутона — две первых буквы, с которых начинается имя бога подземного царства, и, наконец,

знак Солнца, самый древний знак, и он тоже всем понятен.

Вам, конечно, не нужно запоминать всё, что я вам сейчас рассказала, ребята, но вот сами знаки планет давайте сейчас постараемся запомнить.

(Детей можно разделить на две команды и устроить между ними состязание — какая из команд нарисует по памяти больше знаков. Можно провести индивидуальный конкурс между всеми и каждым. На запоминание «планетной азбуки» детям можно дать не более пяти минут. Затем,

Ведущая предлагает, глядя на рисунок Солнечной системы, сделать такой же, заменив изображения планет их знаками.)

Подведение итогов

ВЕДУЩАЯ

А теперь скажите, ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а после ночи снова наступает день? Давайте попробуем себе представить, как это происходит. Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси и одновременно — вокруг Солнца. Если вообразить, что эта лампа — Солнце (зажигает лампу), а любой из вас Земля, то давайте посмотрим, что у нас с вами получится.

(Ставит одного из детей недалеко от лампы, предварительно обернув его хорошо отражающей плотной бумагой, и просит медленно поворачиваться вокруг своей оси. Обращает внимание детей на освещенную часть, объясняя, что вот так и Земля подставляет солнышку бочок и тогда в этом месте её начинается день, тогда как на другой, противоположной стороне стоит ночь. Ребёнок- «Земля» продолжает поворачиваться; «день» и «ночь» наглядно меняются местами. Полезно дать возможность всем желающим попробовать себя в роли вращающейся Земли.)

ВЕДУЩАЯ

Теперь мы с вами узнаем, почему наступает зима, зиму сменяет весна, весну — лето, лето — осень.

(Показывает картинку движения земли вокруг солнца.)

Земля, ребята, совершает полный оборот вокруг Солнца за год, то есть, за 365 дней. Сохраняя постоянный наклон оси, Земля освещается Солнцем по-разному. Когда к Солнцу обращено Северное полушарие, оно больше получает тепла и света — здесь лето. В Южном полушарии в это время — зима.

(Показывает всё это на картинке.)

Через полгода Южное полушарие будет больше освещено Солнцем и теперь здесь лето, а в Северном полушарии — зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но, помните, что всегда в обоих полушариях разные времена года. Вот так, ребята, устроен наш мир, и сегодня, как мне кажется, вы стали понимать его немного лучше, ведь правда?

И ещё немного о космосе. Вы запомнили, как звали первого космонавта? (…) Правильно, Юрий Гагарин. Со времени его полёта на корабле “Восток” прошло уже много лет, и теперь в космосе находится немало космических аппаратов. Это искусственные спутники Земли, орбитальные научные станции, межпланетные станции, спутники связи и т.д. Все они занимаются изучением космического пространства, исследуют планеты Солнечной системы, наблюдают из космоса и за тем, что происходит у нас на Земле, например, помогают предсказывать погоду, смотреть телевизионные передачи, следят за землетрясениями и извержениями вулканов. Космос сейчас совсем не такой уж таинственный, каким он казался недавно. И мы, все люди планеты Земля, с огромным уважением и восхищением относимся к Юрию Гагарину, человеку, с которого всё это началось, который был первым. А быть первым всегда очень трудно, ребята! Вот почему именно его полёт в космос и отмечается нами, как замечательный праздник — День Космонавтики.

(Праздник можно закончить конкурсом детских рисунков, посвященных космосу и космонавтике.)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *