Как танк под воду опускался. Борис Никольский

Мощная машина – танк. На суше ему никакие препятствия не страшны. А если река на пути? Тогда что? Стой и жди, пока сапёры переправу наведут?

Раньше так и было.

А теперь – нет, теперь для танкистов и река не преграда. Есть танки, которые плавают, есть – которые смело идут под водой, прямо по дну.

Только, конечно, без тренировки, без предварительной подготовки никто танкиста под воду не пустит. А готовят танкистов к подводному вождению машин, надо сказать, ничуть не менее тщательно, чем десантников к первому прыжку.

Медицинский осмотр – это раз. Ухо-горло-нос врачи обязательно проверят и лёгкие выслушают.

Устройство специального противогаза назубок выучить – это два.

В бассейне под водой научиться работать – это три.

Помню, привели нас первый раз в бассейн. Мы ещё новичками были. Смотрю: в бассейне одни солдаты в спасательных жилетах, в противогазах под водой ходят, а другие… Что делают другие, я, честно говоря, даже не сразу понял.

Вижу – в углу, возле бассейна возвышается какое-то странное сооружение. Вроде бы на танк похоже, только гусениц нет, пушки нет и вся кормовая часть отсечена. Одним словом, половина танка. А так – и броня, и башня, и крышка люка – всё настоящее.

– Сейчас поглядите со стороны, – говорит нам командир. – А потом и вам это упражнение придётся делать.

Стоим, смотрим.

Тем временем четыре танкиста, весь экипаж, один за другим забираются в башню. Наглухо закрывают за собой крышку люка.

– Сюда, сюда смотрите, – говорит нам командир.

Только тут мы заметили: в броне, оказывается, сделано окошечко – словно из толстой слюды. Сквозь него всё видно, что внутри танка делается.

Вот танкисты заняли свои места, переговариваются друг с другом. Слов, конечно, не слышно, видно только, как губы шевелятся.

И вдруг… Хлынула вода в танк!

Точно водопад обрушился.

Солдаты выдернули из сумок резиновые маски изолирующих противогазов, быстро натянули их.

А вода прибывает.

Вот она им уже по колено. Вот по пояс. Вот уже у горла колышется.

Видно, как показывают солдаты друг другу что-то жестами, шевелят руками. А мы смотрим на них сквозь стекло – вроде бы как на рыб в аквариуме.

Вода уже их с головой скрыла, уже лижет обратную сторону бронированной крышки люка… Так проходит минута, другая…

И вдруг – раз! – откинулась бронированная крышка. Опять один за другим, по очереди, танкисты выбираются на волю. Мокрые, вода с них течёт.

– Упражнение, – докладывают, – выполнено!

Откровенно говоря, я тогда удивился. “Что за странное, – думаю, – упражнение? Посидели в воде, выкупались и вылезли – зачем это?”

А командир нам объясняет:

– Вообразите себе, будто с танком под водой что-то стряслось. Мотор заглох, или гусеницу, если на войне, в бою дело происходит, миной разорвало. Одним словом, застрял танк на дне. Что делать? Кажется, проще простого – надевай противогаз и выбирайся из танка. Да не тут-то было! Не открыть танкистам люк. Какой бы силач среди них ни нашёлся – всё равно не открыть.

Потому что на крышку люка снаружи давит вода. Давит с огромной силой. Вот и получается: замурованы танкисты в своём танке.

Что же, значит, нет выхода? Жди-дожидайся, пока придёт помощь? Нет, выход есть. Чтобы выбраться из танка, надо танк сначала затопить. Да, да, затопить. Танкисты надевают противогазные маски, открывают смотровые щели, и сквозь эти щели вода врывается в танк. Как только заполнит вода танк, давление изнутри и снаружи сравняется, и тогда открыть крышку люка не тяжелей, чем на суше. Просто? А на самом деле попробуй-ка не растеряйся, когда в танке темно, вокруг хлещет вода, лицо стягивает резиновая маска, дышать трудно… Чтобы не растерялись танкисты, чтобы были готовы к любым неожиданностям, их и тренируют сначала на суше.

Вот, оказывается, какое важное упражнение!

Потом, ясное дело, я и сам не раз делал это упражнение. И в бассейне под водой учился работать – немало всяких тренировок было.

Но тщательнее всего готовят к спуску под воду механиков-водителей. Ведь от механика-водителя, от его умения зависит, как пройдёт машина по дну реки, не заблудится ли, не собьётся ли с пути.

Вам никогда не приходилось видеть, как танки играют в жмурки?

Нет? А я видел

Заклеивают, закрывают наглухо танку все смотровые щели. Словно глаза человеку завязывают. Потом забирается в танк механик-водитель. Офицер порадио подаёт команду, и танк трогается с места. И – что за чудо! – идёт ровно, уверенно, как по линеечке.

Сначала мне даже не верилось, что водитель управляет танком вслепую.

Может быть, он всё-таки подглядывает потихоньку? Видит дорогу?

Я даже потом нашего механика-водителя, Сашу Морозова, спрашивал: “Скажи честно: не подглядываешь?” А он смеётся.

Да я и сам знал, что незачем ему подсматривать. Помогает ему специальный умный прибор – гироскоп. Стрелка прибора всё время перед глазами водителя. Пока идёт танк прямо, стрелка не колеблется. Как отклонился т цели, от прямого пути, так и трелка сразу забеспокоится, ачнётся в сторону. Внимание, мол, водитель, не зевай!

Ведь по дну реки танкисту придётся вести свою машину вслепую: кроме воды, ничего не увидит он через смотровые приборы. Вот и учится механик-водитель управлять танком по гироскопу сначала на суше, на танкодроме, прежде чем спуститься под воду.

Наконец наступил день, к которому все мы так старательно готовились.

Вот уже первый танк двинулся к воде. Скрылись под водой гусеницы, башня, только ствол пушки ещё грозно глядит из воды. А вот и его не стало видно – теперь лишь верхушка трубы, точно перископ подводной лодки, бороздит поверхность реки. Через эту высокую, пятиметровую, трубу сейчас в танк поступает воздух.

Настала и наша очередь.

Через люк механика-водителя забираемся в машину.

Первый раз в жизни мне предстояло опуститься на дно реки, под воду. Не нырнуть на несколько секунд, а опуститься в огромной стальной машине. Интересно! И немножко не по себе.

Мотор грохочет вовсю, машину трясёт – танк входит в воду.

И вдруг неожиданно наступает тишина. На секунду я даже испугался: не заглох ли мотор? Но нет, танк продолжает двигаться. Просто он уже погрузился в воду – и вода гасит грохот мотора.

Вода, мутная, жёлтая, колеблется за стеклом смотровых приборов.

Впереди, справа, слева. Повсюду.

Сейчас судьба танка в руках механика-водителя, нашего Саши Морозова. Справится ли, не растеряется ли? Сейчас он держит ответ, чему научился на суше, на танкодроме.

Грохот мотора возник так же неожиданно, как и оборвался.

Танк выползает из воды, выбирается на берег, останавливается, лязгнув гусеницами.

Мы выбираемся из танка, спрыгиваем с брони, глядим на противоположный берег. Сколько же времени понадобилось бы, чтобы навести мост и переправить по мосту танки! А тут считанные минуты – и танк опять готов к бою. Здорово!

Сказать по-честному, мне тогда даже немножко обидно было: оттого, что всё так быстро кончилось. Готовились, готовились, а тут две минуты – и всё!

Но потом я подумал: такая ведь наша солдатская служба. Стараешься, тренируешься ради таких вот решающих минут. Чтобы в эти Главные Минуты на учениях или, если понадобится, и в настоящем бою с врагом не растеряться, не сплоховать, действовать умело, точно – одним словом, по-солдатски!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *