Масленица

МасленицаНа Руси Масленицу всегда отмечали радостно и весело. Веселые зимние дни, гам, шум, вкусный запах блинов, перезвон колокольчиков, сияющие купола церквей, медные самовары, балаганы и чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Очень часто можно услышать мнение, что Масленница — это больше языческий праздник, чем православный. Такое мнение не совсем правильное: масленичная неделя — это своеобразная подготовка к Великому посту. Примирение с ближними, прощение обид, подготовка к покаянному пути к Богу — вот в чем христианская составляющая Масленицы.

В 2011 году масленичная неделя с 28 февраля по 6 марта.

Так что же такое Масленница? Откуда она к нам пришла? Почему кого ни спросите, вам ответят: «Масленица – это, когда весной блины пекут». Да, но на дворе-то еще зима. И почему именно блины, а не что-нибудь еще? Пироги, например? Давайте обо всем поговорим по порядку: и о блинах, и о весеннем солнце, и о Масленице.

Масленицу еще называют Масленкой, Масленичной неделей, Сырной неделей. В словаре говорится: «Масленица — название весеннего праздника проводов зимы перед Великим постом, с которым у славянских народов связан обычай печь блины, устраивать различные увеселения». До XVI века эта неделя называлась мясопуст, потому что перед Великим постом нельзя было есть мясо, а только молочные продукты (сметану, творог, масло, сливки, молоко, сыр) и яйца, рыбу. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Поэтому основной едой во время Масленицы были блины, которые напоминали весеннее солнце круглые, румяные, горячие. Блины вообще древнейший вид изделий из муки; у блинов простейшая круглая форма, они появились раньше хлеба. В XV веке на Руси их еще называли «млины», но уже в XVI веке они получили свое привычное название блины. Это была обычная крестьянская еда. Блины всегда находились на столе во время самых важных в жизни человека событий: при рождении, на крестинах, на свадьбе, праздниках, на похоронах. Блины пекли из разных сортов муки: пшеничной, гречневой, овсяной, ржаной, ячменной. Но время Масленицы блины поедали в огромном количестве: и дома, и в гостях, и на ярмарках. Люди приговарива ли: «Блин брюху не порча», «Без блин, не Маслена» и с удовольствием ели блины, в особенности в преддверии надвигающегося Великого поста. Во время поста было разрешено печь блины из гречневой муки с растительным маслом и луком.

В некоторых деревнях блины пекли уже накануне Масленицы, в субботу, которую называли «маленькой Масленицей». Эта суббота называлась также Вселенской. В этот день поминали умерших родителей, поэтому другое ее название — родительская суббота. Специально в память умерших накрывали стол с угощением, с блинами, которые клали не только на стол, но и с наружной стороны окна, и у порога (или на слуховое окно, на крышу, на божницу, у икон). Блин, который предназначался для умерших, нельзя было резать, его рвали руками, потому что верили: души умерших насыщают паром от блинов. Иногда первый блин бросали через голову за спину для «кормления духов». Последний испеченный блин отдавали кому-либо из домашнего скота — корове, лошади, от которых зависело благополучие крестьянской семьи.

Печь блины было делом почетным. Готовить опару (дрожжевое жирное тесто) доверяли только самым уважаемым в семье женщинам — старшим, хорошим стряпухам. Тесто замешивали на снегу на озере или на берегу реки, у колодца или во дворе. Начинали готовить тесто только после восхода месяца и появления первых звезд. Все делалось в тишине, втайне ото всех, ночью, накануне первого дня Масленицы. Это был строгий крестьянский закон, потому что люди верили: если поступать именно так, можно уберечься от нечистой силы, которая может наслать порчу на масленичную еду. Первый блин не ели. В некоторых областях России первый блин давали мальчику лет 8-10, посылали его в огород «ездить» на ухвате или на кочерге с блином в руках и выкликать весну, лето: Приходи, лето красивое! Соху, борону — я пахать иду».

Русская печь и огонь считались очень важными при выпекании блинов. И нетолько потому, что без печи и огня готовить любую пищу невозможно, но и потому, что печь «соединяла» две противостоящие силы: «чужое», то есть сырое тесто, несъедобное, превращалось в «свое» в привычную, готовую пищу. «Свое» это мир живых, «чужое» — мир предков. Масленица — особый народный праздник, который существовал у славян задолго до крещения Руси. Славяне были в основном земледельцами и свой праздник отмечали, провожая холодную, суровую зиму и радостно встречая долгожданную весну. Масленица и была приурочена к весеннему равноденствию (это бывает 20-21 марта, когда день и ночь примерно одинаковы по времени). Праздник должен был приблизить весну, ускорить ее наступление, хотя зима еще вовсю хозяйничала. В давние времена славяне весной отмечали начало нового года, потому что именно весной природа оживала, пробуждалась от долгого зимнего сна. Масленичные праздники продолжались более двух недель: неделя февраля и неделя марта. Православная церковь сохранила этот языческий древний праздник, потому что в народе его очень любили и отменить его было нельзя, но Масленицу сократили до одной недели, передвинули на первую неделю «облегченного» поста, или мясопуста (есть мясо было нельзя). Назвали ее «сырной неделей» (мы уже говорили, откуда это название) перед началом Великого поста, который длился 40 дней. Сытная, «богатая» еда на Масленицу объяснялась еще и тем, что в древности в марте славяне отмечали первый день нового года.

Известный русский писатель Иван Шмелев (1873-1950) в романе «Лето Господне» с любовью вспоминал о масленичных днях: «Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте — Масленица идет. Снег тает, он маслится…

Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Лед под коньками на катке уже мягкий, режется, как масло…»

В Масленице все переплелось: древние языческие обряды, когда славяне жили родами, племенами, семейные обряды и те, что пришли к нам после крещения Руси. Во всех них отражалось понимание людьми мира природы, самих себя.

Какие же это обряды? Назовем несколько.

  • Поминовение умерших предков (родителей, родственников). Пекли блины, лепешки, оладьи, пироги, приносили их на могилы, клали на крышу, раздавали нищим.
  • Гостевание (хождение в гости к молодым, которые недавно поженились). Придя в дом, гости придирчиво осматривали все и решали, умеют ли молодые муж и жена быть хорошими хозяевами, гостеприимны ли они.
  • Масленичные развлечения: катание на лошадях, катание с ледяных гор, качели, строительство и «взятие» снежных городков, крепостей, устройство балаганов.
  • Проводы Масленицы, зажигание костров, сжигание чучела Масленицы (как похороны зимы), ряженье, игры.

В празднике участвовали все: и старики, и молодые, и дети — и в деревнях, и в городах. К Масленице начинали готовиться заранее: хозяйки наводили чистоту во всех углах дома — от чердака до погреба, заново белили печи, скоблили столы, лавки, полы, готовили праздничную посуду, тщательно выметали мусор со двора и перед порогом. Закупали множество продуктов для праздничного стола, сладости, пряники, орехи, конфеты — для детей.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Для всего русского населения Масленичная неделя была самым веселым и любимым временем в году. Каждый день назывался по-своему: понедельник — встреча, вторник — заигрыш, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье проводы, прощение, Прощеный день.

Встреча Масленицы происходила очень торжественно. Заранее изготавливали чучело Масленицы (из пучков соломы, ярких кусков ткани) или Масленика. Эти куклы были главными действующими лицами на празднике, они имели женский или мужской облик. Примерно за неделю молодые женщины и девушки собирались вместе в доме какой-нибудь пожилой крестьянки. На сноп соломы, служивший туловищем, надевали юбку, кофту (у Масленицы) или рубаху и широкие штаны (у Масленика), на голову платок или шапку. Руки плели из жгутов соломы. Костюм должен был быть старым, ветхим, потому что зима уже уходила и должна была унести с собой все старье. В изготовлении масленичных кукол принимала участие вся деревня: кто приносил лоскуты, кто — солому, пеньку, кто вязал чучело, кто — одевал, потому что праздник был всеобщим. Иногда Масленице придумывали имя: Дуня, Авдотья, Гаранька. В некоторых деревнях делали еще и «семейные» куклы, но они были очень нарядными, красивыми, ярко, богато одетыми, В руки давали сковородку, сажали в доме на лавку, будто она печет блины. В XIX веке в некоторых местностях выбирали молодого парня, который играл роль Масленицы или Масленика.

Масленичные куклы принимали участие во всех обрядах и играх праздника; их возили на санях, катали с гор. По поверьям древних славян, Масленица обладала волшебной силой, от нее зависело плодородие, богатство, здоровье, рождение детей. Поэтому в празднике обязательно принимали участие и малолетние дети.

Масленицу величали и славили, она представлялась крестьянам толстой, широкой, разгульной обжоркой. «Толстая Масленица блинов объелась!» — кричали во время гуляний.

Но вот дорогую гостью приветливо и весело встретили на горке, холме, повеличали, спели ей приветствия: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

***

А мы Масленицу дожидали,

В окошечко доглядали.

Сыром, маслицем поливали,

На горушку выходили,

Сыр с маслицем выносили,

Чтобы горушки были катливые,

Чтобы девушки были красивые!

***

Песни встречи Масленицы

Масленица годовая!

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Все на конях приезжает.

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

***

Ой, Масленица-кривошейка,

Повстречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

***

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали.

Сани с чучелом Масленицы съезжали вниз под крики детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!» Девушки, парни, дети начинали кататься с гор на санках, скамейках, заледеневших лукошках. Праздник начался. Если нарождался в этот день новый месяц в небе, то крестьяне говорили: «Месяц-батюшка окунул рог в масло». Это сулило богатый урожай в году и сытую жизнь деревне. Если же в этот день мела метель, то ожидали метельной и всю Масленичную неделю: «Помело метлой на Масленицу, придет Государыня Масленица Метельная, широкая Боярыня». В этот день и на другой ходили друг к другу в гости.

Самыми важными считались последние четыре дня праздника широкая, разгульная Масленица. Накануне все мылись в бане, чтобы смыть с себя тяготы и беды прошедшего года. В доме прекращали все работы, принимали гостей, веселились. На тещины вечерки теща (мать жены) приглашала в дом молодого зятя и щедро угощала, на золовкины посиделки приходили женщины, новые родственницы (золовка сестра мужа молодой женщины, недавно вышедшей замуж).

Существовало поверье: как встретишь Масленицу, таков и весь год будет. Поэтому все старались отметить праздник как можно лучше, веселее. Устраивались кулачные бои на озерах, брали снежные крепости. Один такой эпизод запечатлен на картине художника А. Сурикова «Взятие снежного городка». Воскресенье было последним днем праздника. Масленицу провожали всей деревней. На горке или на холме (там, где неделю назад встречали Масленицу) складывали большой костер, и каждая семья что-нибудь бросала в него то, что вышло из употребления, сломалось, испортилось (старые лапти, изношенные вещи, грабли без зубьев, старые, негодные веники, солому). Иногда всю неделю дети собирали по деревне этот хлам, который теперь бросали в общий костер.

Ельник, березник –

На Чистый понедельник.

Уж то ли не дрова:

Осиновы дрова,

Березовы дрова.

Подавайте нам сюда,

На Масленицу, на горелыщицу.

А мы свою Масленицу провожали,

Тяжко-важко по ней вздышали,

А Масленица маслена воротится,

До самого Велика дня протянется!

В центре костра укрепляли шест, на него надевали старое колесо или сноп соломы на венике. Костер должен быть ярким и хорошо гореть. Разжигали его в 7-8 часов вечера. Этот последний день праздника называли Прощеное воскресенье.

Масленицу сопровождали ряженые, одетые в фантастические костюмы, маски, шубы, вывернутые наизнанку. Иногда это был целый масленичный поезд — из саней, старых лодок. Чучело Масленицы сжигали на костре — это означало уход зимы, изгнание темных сил, враж¬дебных людям. Праздник считался оконченным, все расходились по домам, чтобы совершить обряд прощения.

Прощеное воскресенье было особенным днем. Люди просили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Церковь учит, что Бог простит нас только тогда, когда мы попросим прощения друг у друга. А накануне, в субботу, которую называли Родительской, крестьяне ходили на кладбище, навещали могилы умерших предков, в молчании просили у них прощения за нанесенные когда-то обиды и оставляли на могилах блины, пряники, крупу. Потом молча уходили. Молодожены в этот день ездили к своим родителям, дарили подарки — полотенца, платки, пряники.

В избе, в переднем углу, садились хозяин и хозяйка. К ним по очереди подходили родственники: сыновья, дочери, жены сыновей. Каждый клянялся, просил прощения, хозяина целовали в щеку, у хозяйки — руку Угощение и веселье продолжалось до начала вечерней церковной службы, да первого удара колокола.

Первый понедельник после Масленицы назывался Чистым понедельником. В этот день, после получения прощения (в Прощеное воскресенье) люди очищались от грехов, от употребления скоромной (мясной, жирной, обильной) пищи, мылись в бане, тщательно мыли (парили) посуду, чтобы все было чистым. Начинался Великий пост.

Интересные факты

* Подобные праздники есть и в других странах, прежде всего германских (например в Швейцарии). Германский вариант масленицы: Фастнахт.

* В католических странах этот праздник называется карнавал (отмечается, как и масленица, в последнюю неделю перед Великим постом).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *